Поиск спрятанных и потерянных вещей
Навык, вырабатываемый у щенков с 7-месячного возраста. До этого у них должны быть выработаны первоначальные навыки апортировки и желательно выборки вещей дрессировщика. Возьмите вещь (палочку, перчатку, носок и др.), покажите щенку и спрячьте ее в другой комнате так, чтобы собака имела к нему свободный доступ. Если вещь давно вами не бралась и не использовалась, то перед тем, как ее спрятать, подержите и потрите ее в руке 3-4 минуты, чтобы на ней остались в достаточном количестве микрочастицы-носители вашего запаха. Затем возвратитесь к щенку, назовите кличку, чтобы привлечь к себе внимание, подайте команду «Ищи!» и увлеките за собой щенка в другую комнату к. месту, где спрятана вещь. Чтобы облегчить щенку поиск, в первые дни дрессировки жестом правой руки указывайте направление поиска. Когда щенок найдет вещь, он, как правило, схватит ее. В таком случае поощрите его восклицанием «Хорошо!», подайте команду «Дай!» и, взяв его другой рукой, дайте лакомство, повторяя «Хорошо!». Если, найдя предмет, щенок его не берет, то подайте команды «Апорт!», «Дай!» и, когда щенок схватит вещь, действуйте, как указано выше. Если щенок вещь не обнаружит, то на первых занятиях облегчите поиск жестом руки в направлении места, где спрятана вещь, предварительно подав команду «Ищи!». После выработки первоначальных навыков постепенно вводите усложнения. Прячьте предмет в другие комнаты, кухню, коридор, увеличивайте время от закладки предмета до начала его поиска, а в дальнейшем все меньше оказывайте помощь щенку при поиске предмета. Дрессировка по поиску вещей, утерянных хозяином (дрессировщиком), производится во дворе, на приусадебном участке и в поле по тропе, по которой обычно со щенком совершается прогулки. Во время прогулки незаметно для щенка бросьте назад и немного в сторону от тропы свой предмет на участке чем-либо приметном (куст, пенек и др.). Пройдя со щенком 25-30 шагов остановитесь, пройдите в обратном направлении несколько шагов, подайте команду «Ищи!» и жестом руки направьте щенка в сторону оброненной вещи.
На первых дрессировочных занятиях облегчайте щенку поиск жестом руки в направлении предмета и подводом к нему. Как только щенок найдет и схватит предмет, подайте команду «Дай!», возьмите предмет в руку и поощрите щенка лакомством, подаваемым другой рукой, и восклицанием «Хорошо!». После этого продолжите прогулку и повторите упражнение 2-3 раза. Если щенок, обнаружив предмет, его не берет, то действуйте, как это указано для аналогичного случая при поиске предмета, спрятанного дрессировщиком (с. 161). Постепенно на последующих занятиях вводите усложнения. Бросайте во время прогулки другие свои предметы, увеличивайте протяженность прогулки и время от того, как бросается предмет и начинается его поиск; предметы бросаются несколько дальше от прогулочной дороги, тропы, прогулки, и поиск «утерянных» предметов производится на других участках местности.