КАК ПРАВИЛЬНО ДРЕССИРОВАТЬ СОБАКУ?
На первом этапе обучения создают такие условия, чтобы пищевая мотивация стала доминирующей. Для этого основную часть рациона собаке скармливают в процессе дрессировки. Когда мотивация создана, то есть собака хочет есть и готова что-то сделать, чтобы поесть, ей объясняют, чего от нее хотят добиться. Этот этап обучения можно условно назвать "этапом взаимных объяснений" между дрессировщиком и собакой.
Обучение собаки на этом этапе должно проходить в условиях максимального обеднения дрессировочной обстановки. В начале формирования навыка необходимо проводить занятия дома или в местах, где нет посторонних людей и собак. Иначе возрастает вероятность появления конкурирующих мотиваций: игровой, половой, оборонительной и т.д., что сделает невозможным процесс обучения на базе выбранной вами мотивации, и собака потеряет интерес к работе.
Теми или иными способами: с помощью поводка ( потягиваний,
подергиваний, направляющих рывков), касаний руками, подталкиваний, направления лакомством, подсаживаний, поддерживаний, интонации и т.п. вы пытаетесь объяснить собаке суть ваших требований. Собака же, если у нее есть заинтересованность (мотивация), пытается понять вас. Иными словами, так как собака "слова не понимает" (вернее, не понимает настолько, чтобы возник речевой контакт), мы заменяем речевое обращение языком жестов, движений, интонаций, обеспечивающих взаимопонимание. Перед тем как "наводить" собаку на выполнение какого-либо навыка, мы 1-2 раза произносим санкционирующую команду, которая после автоматизации навыка приобретает значение запускающего стимула. Как только собака выполняет желаемое действие, мы сразу же подкрепляем это действие кусочком пищи или же игрой. Характер подкрепления зависит от используемой мотивации, на базе которой строится навык.
Чтобы объяснить собаке, что она выполнила то, что требуется, сразу после завершения нужного действия, а порой и в процессе его выполнения, мы восклицаем : "Хорошо!", "Браво!", "Умница!" и т.д. (вводим условные положительные подкрепляющие действия), что означает для собаки: "Делаешь правильно, делаешь то, что нужно". Дрессировщику необходимо ясно представлять границы формируемого навыка (т.е. то, какие именно действия и в каком порядке он будет подкреплять, а какие не будет) и объяснить их собаке. Собака должна четко знать, что правильные действия подкрепляются положительными воздействиями, а ошибочные не подкрепляются вовсе или подкрепляются отрицательными воздействиями. Собака должна прочно усвоить, что "хорошо", а что "плохо", и безошибочно отличать их друг от друга.
Рассмотрим формирование у собаки простого навыка посадки по команде "Сидеть!"
Соблюдая принцип "обеднения среды", обучение собаки лучше всего начинать дома. Перед кормлением возьмем собаку на поводок и расположим ее перед собой. Подавая команду "Сидеть!", мы придерживаем собаку за поводок левой рукой, а правой подносим к носу собаки зажатый в ладони кусочек пищи. Как только собака коснется носом ладони с кусочком пищи и попытается достать его, ладонь медленно уводится за голову собаки, вверх-назад (по касательной к голове). Собака тянется за лакомством, задирает голову вверх, и если ей немного помочь - придержать за поводок или легко надавить на круп, то собака сядет. Сразу после посадки собака получает порцию пищи и условное подкрепляющее воздействие - "Хорошо!". Несколько таких повторений, и собака будет садиться уже после команды "Сидеть!". Однако нам необходимо, чтобы собака по команде не только садилась, но и оставалась в этом положении столько, сколько потребуется. Поэтому определяем для себя, что подкреплять пищей будем не только посадку собаки после команды "Сидеть!", но и выдержку ее в этом положении вплоть до отменяющей выполнение приема команды "Гуляй!" (или какой-либо другой команды,например, "Рядом!") Итак, границами навыка на данном этапе у нас будет посадка собаки сразу после команды "Сидеть!" (желательно, одной) и выдержка ее в этом положении вплоть до отмены команды.
Теперь наша главная задача - объяснить все это собаке. Для этого, как только собака после команды "Сидеть!" примет соответствующее положение, мы сразу дадим ей кусочек пищи и будем многократно повторять "Хорошо!" и т.д. , что на нашем с собакой "языке" означает: "Делаешь правильно!". Если собака сохраняет нужное положение, то мы подкрепляем ее действия - в данном случае выдержку - кусочком пищи и условным подкрепляющим воздействием "Хорошо!". Если вдруг собака попытается встать без разрешения, то мы тут же подадим команду "Сидеть!" , а если она не сядет сама, усадим ее с помощью поводка насильно.
Как только собака примет прежнее положение, вновь последует условное подкрепление - "Хорошо!" ("делаешь правильно"), но реального подкрепления сразу после этого не последует. Реальное подкрепление собака получит лишь после некоторой выдержки в положении "сидеть".
Так постепенно, но достаточно быстро мы сможем объяснить собаке, что она должна садиться по команде "Сидеть!", так как за это получает кусочек пищи, затем находиться некоторое время в этом положении ( за это она также получает подкрепление - пищу) и что вставать ей без разрешающей команды нельзя, так как за это ее ругают и, воздействуя поводком, опять сажают на место и пищу не дают.
Вот таким (или примерно таким) образом происходит формирование навыка, в процессе которого создаются новые элементы "языка" общения между дрессировщиком и собакой, определяются границы навыка, вводятся команды, санкционирующие выполнение и отмену приема, используются элементы контрастного метода дрессировки.
Следующей задачей является постепенный перевод собаки со стопроцентного режима положительных подкрепляющих воздействий на вероятностный; для этого мы будем подкреплять пищей не каждую правильную посадку собаки, а в случайном порядке. При этом собака не должна знать, когда она получит пищу, выполнив требуемую работу (навык), а когда-нет. Это побуждает ее вновь и вновь повторять выполнение навыка посадки, в итоге зарабатывая тем самым кусочек пищи.
После того, как мы добились от собаки (сразу после команды) четкого выполнения навыкав условиях обедненной дрессировочной обстановки , можно переходить к работе с ней в усложненных условиях, то есть в присутствии других собак, посторонних людей, шумов и т.д. Однако усложнение обстановки, в которой мы работаем с собакой, нужно проводить не сразу, а последовательно, по элементам. Так, например, сначала мы попробуем воспроизвести навык посадки собаки где-нибудь в углу тихого сквера ( на тихой улице), затем в более людном месте, потом в месте для выгула собак ( в их отсутствие), в присутствии одной посторонней собаки и т.д.
В результате проделанной работы мы должны добиться того, чтобы собака всегда, вне зависимости от внешних условий, четко и быстро выполняла навык посадки ( да и всех остальных команд) сразу после первой поданной нами команды, без применения как положительных (пищевых), так и отрицательных подкрепляющих воздействий. Только после этого поводок снимается и с собакой продолжают работать без него. Постепенно условное положительное подкрепляющее воздействие ("Хорошо!") применяется все реже и реже, а потом и вовсе перестает подаваться.