Основы воспитания и начальной дрессировки щенка
Собаковод разговаривает с собакой на языке команд. На каждую команду у щенка постепенно вырабатывается стойкая привычка выполнять то или иное действие.
Воспитание щенка постоянно выдвигает перед нами различные проблемы. Воспитание и начальная дрессировка начинается с первого дня появления щенка в доме. Цель воспитательной работы заключается в налаживании контакта и взаимопонимания между владельцем и щенком на основе взаимной любви и дружбы. Собака всегда очень тонко чувствует состояние хозяина. Она прекрасно понимает, когда он весел и добр, а когда грустен или рассержен. При хорошем контакте с хозяином собака всегда стремится вернуть ему душевное равновесие и хорошее настроение. Такому пониманию состояния своего питомца должен всегда учиться и хозяин.
Заниматься воспитанием и дрессировкой щенка должен тот член семьи, которому он повинуется с удовольствием, без страха, которому достаточно подать команду один раз, в то время как другим членам семьи приходится повторять ее несколько раз. Как правило—это самый волевой и добрый человек в семье. Именно он должен уделять все свое время и внимание воспитанию и дрессировке щенка. Остальные члены семьи должны ему помогать. Для того, чтобы правильно воспитать щенка, нужны совместные усилия всех членов семьи. В семье не должно быть разногласий в методах воспитания щенка.
Резкой границы между воспитанием и дрессировкой не существует. Это процессы общие. Бытует ошибочное мнение, что начинать дрессировку следует с десятимесячного возраста щенка. В результате к этому времени хозяин сам оказывается неподготовленным к регулярным занятиям, а собака выходит из подчинения и управлять ею становится очень сложно. Обычно это кончается тем, что хозяин теряет всякий интерес к собаке, а в некоторых случаях ищет возможность избавиться от нее. Поэтому важно уделять все свое свободное время занятиям со щенком.
К десятимесячному возрасту щенок должен иметь укрепленную нервную систему и быть подготовлен к регулярным занятиям на дрессировочной площадке. Подготавливая к этим занятиям щенка, от него не требуется непривычных действий или движений. Любая собака в обыденной жизни садится, ложится, прыгает во время игры, носит различные предметы.
Поэтому основная задача при воспитательной дрессировке сводится к изучению характера и поведения щенка настолько, чтобы уметь предугадать, что он совершит в следующую секунду и подать соответствующую разрешающую или запрещающую команду. Как только щенок выполнит действие, еще не сознавая Вашей команды, его следует приласкать, дать лакомство.
Не наказывайте щенка зря, «под горячую руку». Стремитесь всегда быть с ним корректным, терпеливым, ласковым. При подаче команды не повышайте голоса и, тем более, не кричите. Команды надо подавать спокойным тоном с приказной интонацией. Угрожающая интонация применяется только в случае отказа щенка от выполнения уже хорошо знакомого приема по первой команде. Обычно за приказом в таких случаях следует принуждение (но не удары).
Очень важно научиться подавать команды однообразно, стандартно. Всегда добивайтесь от собаки выполнения команды. Никогда не оставляйте упражнение невыполненным, иначе собака быстро приучится слушать своего хозяина в зависимости от собственного настроения. Допустить этого нельзя. Такая собака может подвести в самый ответственный момент.
Учитесь вовремя поощрять или наказывать щенка. Если дать лакомство несколько раньше, чем щенок закончит выполнение команды, то тем самым Вы в этот момент сами отвлечете его от дальнейших действий. Если Вы накажете собаку спустя несколько минут после нарушения, она уже не будет знать, за что ее наказали и будет Вас бояться, может затаить обиду.
Четкое разграничение приказной и ласковой интонации — основа успеха дрессировки. Каждое занятие должно проходить так, чтобы щенку было понятно, за что его ласкают или почему им недовольны. Занятия должны приносить взаимную радость и удовлетворение. Никогда не будьте жестоки с собакой, но никогда не оставляйте без внимания ее проступки. В то же время любое правильно выполненное действие собаки должно быть закреплено ласковой поощрительной командой «Хорошо!» и лакомством.
Щенку нельзя предъявлять тех требований, что и взрослой собаке. При обучении щенка всегда надо исходить из принципа: от простого к сложному. Приучение щенка к выполнению любого упражнения должно происходить в процессе игры или кормления.